Статистика
В России 9,3 млн детей в возрасте от 8 до 14 лет. Из них 4 млн пользуется Интернетом.
78% несовершеннолетних интернет-пользователей зарегистрированы в социальных сетях.
У каждого 5-го подростка более 100 друзей в социальной сети.
52% родителей помогают детям при работе с IT-технологиями.
10% российских родителей знают о встречах своих детей с интернет- знакомыми.
Фонд Развития Интернет на основании методологии международного исследовательского проекта Еврокомиссии «EU Kids Online II» выявил и классифицировал следующие риски пребывания в сети для детей:
Вредоносное программное обеспечение. Различные программы, которые наносят вред компьютеру, нарушают конфиденциальность хранящихся на нём личных данных, рассылают с заражённого компьютера спам или копии вируса.
Кибермошенничество. Преступление, причиняющее материальный ущерб пользователю или ведущее к похищению его данных о банковских счетах, картах, паспортных данных и пр.
Кибербуллинг. Запугивание, травля, психологический террор, сопровождающийся угрозами, размещение в Сети унизительного контента о пользователе и т. п.
Груминг. Вхождение в доверие, установление дружеских отношений (в том числе перетекающих в реальную жизнь) с целью сексуальных домогательств. По данным упомянутого исследования, около 80% российских детей имеют профили в социальных сетях и около 40% затем общаются в жизни со своими виртуальными друзьями. В Европе от виртуальных к реальным встречам переходит только 8% детей. Хотя бы один раз подвергались в Сети сексуальным домогательствам 44% детей.
Противозаконный и вредоносный контент. Сайты, на которых размещена информация о распространении наркотических веществ, порнография с участием несовершеннолетних, призывы к разжиганию национальной розни, совершению террористических актов и т. п. По статистическим данным 39 % детей посещали порносайты,14 % интересовались наркотиками и алкоголем, 11 % посещали экстремистские ресурсы, 16 % интересовались азартными играми. В последнее время особенно актуальной стала борьба с так называемыми «группами смерти», подталкивающими детей и подростков к самоубийствам (в том числе в режиме онлайн).
Интернет-зависимость. По данным упомянутого выше исследования, каждый пятый ребенок проводит в сети более трёх часов в день, или более 21 часа в неделю. Это чревато навязчивым желанием выйти в Интернет, схожим с зависимостью от азартных игр. У ребёнка зависимость от Интернета проявляется в отрыве от реальности, эйфории от пребывания в Сети и раздражении при невозможности осуществить такое пребывание.
Как родители могут обезопасить ребенка в Интернете?
Уже упоминавшийся Фонд Развития Интернет, ставящий своей целью безопасную социализацию детей и подростков в современном коммуникационном пространстве, разработал рекомендации для родителей по безопасному пользованию Всемирной сетью.
Итак, что нужно сделать по-настоящему ответственным родителям:
• рассказать ребенку об опасностях, которые могут ожидать его в Интернете, и об их последствиях;
• ограничить бесполезное пребывание ребенка в сети, предложив ему альтернативное полезное времяпрепровождение. Это можно сделать, в том числе оговорив часы пребывания ребенка у компьютера либо установив
программу типа «родительский контроль»;
• объяснить ребенку, какие ресурсы можно, а какие нельзя посещать. Контролировать это, например, с помощью программ безопасного поиска;
• установить на компьютер антивирусы и программы фильтрации контента;
• объяснить ребенку, что никакие личные данные в Сети разглашать нельзя никогда и ни под каким предлогом. Если ребенок пользуется социальными сетями, чатами, форумами, нужно помочь ему зарегистрироваться
так, чтобы профиль не содержал личной информации;
• рассказать, что в Сети не стоит размещать личные фотографии;
• объяснить, что не всё, что показано в Интернете, хорошо и не всё – правда. Стоит приучить ребенка к тому, что при возникновении сомнений и неясностей лучше посоветоваться с родителями;
• предупредить, что полученные файлы могут содержать вредоносное программное обеспечение и негативную информацию. Объяснить, что сообщения и файлы от чужих людей не стоит открывать и скачивать;
• не позволять ребенку встречаться в реальной жизни с онлайн-знакомыми;
• регулярно проверять контакты ребенка в Сети, знать, с кем и по какому поводу общается ребенок;
• научить правилам хорошего тона и вежливости в Сети. Объяснить: если на том или ином ресурсе ребенок сталкивается с грубостью и угрозами, лучше не отвечать на это, а покинуть данный ресурс и удалить с него свой аккаунт; • строго следить за соблюдением установленных в семье правил пользования Интернетом;
• при возникновении проблемных ситуаций и невозможности разрешить их своими силами родителям и детям стоит обратиться на горячую линию http://detionline.com;
• и главное – у родителей с ребенком должен быть налажен прочный эмоциональный контакт, чтобы при любых сложностях и опасностях ребенок знал: родители всегда готовы прийти к нему на помощь.
Что могут сделать педагоги?
Дети бывают в интернете не только дома, но и в школе. В большинстве учебных заведений для занятий информатикой оборудованы отдельные классы с доступом во всемирную сеть. Поэтому и педагогам, работающим с детьми, следует знать о правилах кибербезопасности. Только общие усилия по ограждению детей от нежелательных явлений в интернете могут дать эффективный результат и обезопасить подрастающее поколение от различных киберугроз.
1.Сайт бесплатной всероссийской службы телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи
«Дети Онлайн» URL: detionline.com
2.Сайт организации «Лига безопасно-
го интернета» - URL: ligainternet.ru
3.Центра безопасности Google
URL: google.ru/safetycenter/families/
start/basics/
4.Безопасность детей в интернете
URL: kaspersky.ru/internet-securitycenter/internet-safety/kids-online-safety
5.Сайт Горячей линии национального мониторингового центра помощи про-
павшим и пострадавшим детям URL: nedopusti.ru