2019-2020 учебный год

Стоит запретить смартфоны в школах? Комментарии психологов

Не так давно глава Министерства просвещения Ольга Васильева поддержала идею о запрете на использование школьниками гаджетов во время учебных занятий.  Она отметила, что использование смартфонов не только снижает уровень внимания школьника, но и напрямую влияет на его успеваемость, характер работы в учебной аудитории, на контакты с учителями и сверстниками в ходе обучения, вызывая проблемы психологического характера.

Использование смартфонов прокомментировали психологи Института психологии и образования: доцент кафедры дефектологии и клинической психологии Инна Кротова и доцент кафедры психологии личности Ильдар Абитов.

По мнению Инны Кротовой,  интернет-ресурсы предоставляют информацию в неограниченном количестве. И такой постоянный поток источника развития вызывает страх перед новой информацией не только у детей, но и взрослых.

— Важно при получении любой информации просеивать ее через сито, отвечая на вопрос: нужно ли это лично мне и как правильно я могу использовать эту информацию. Поэтому было бы, неплохо научить ребенка управлять произвольным вниманием, которое «включается» через 10 секунд после восприятия сигнала-информации (в течение 10 секунд можно принять решение о дальнейшем просмотре информации, ее нужности или ненужности и отказе от дальнейшего просмотра). И тогда обилие информации в Интернете позволит почувствовать себя уверенным и спокойным, хорошо организованным в медиапространстве, а значит и в самом себе.

Ильдар Абитов согласился со своим коллегой в вопросе фильтрации информации.

— Как государственный судебный эксперт я часто сталкиваюсь с интернет-ресурсами, содержащими материалы порнографического характера, содержащими идеи расовой, национальной или религиозной нетерпимости. Чаще всего информация в Интернете не подвергается никакому отбору, поэтому часть ее вредна и опасна для детей и подростков, не умеющих критично относиться к информации, воспринимающих все буквально. Так,  «друзья» в соцсети воспринимаются ими как настоящие друзья, а «лайки» и «подписки», как признание их авторитета и значимости, — дополнил психолог.

Отсюда, по мнению Абитова,  истории о юных блогерах, которые рискуя отправляются на встречу со своими подписчиками или после не поставленных «лайков» впадают в глубокое отчаяние, идентифицируя себя со своими аккаунтами.

— Так называемое поколение Z — дети, родившиеся в 2004 – 2014 годах — это поколение цифровых аватаров: соцсети стали частью их жизни. Взаимодействия любого порядка как личные, так и профессиональные происходят в социальных сетях, мобильных приложениях, мессенджерах, виртуальных и «гибридных» пространствах, онлайн и офлайн.  И это не всегда плохо! При принятии нового срабатывает механизм сравнения, анализа и толерантности, то есть понимания мира во всем его многообразии, что приводит к новым формам поведения, новому мировоззрению, новым идеям и постоянному совершенствованию не только себя, но и мира.

Однако  Ильдар Абитов отмечает ошибочность факта признания детьми и подростками Интернета как авторитетного источника информации.

– Дети и подростки часто интересуются больше не тем, что одобряемо взрослыми и разрешено, а тем, что порицаемо и запрещено. Лица, занимающиеся продвижением различных ресурсов в Интернете, прекрасно об этом знают. Поэтому информация о различных радикальных идеях, криминальных группах, противозаконных действиях часто сопровождается притягательными комментариями и распространяется по сети очень быстро и широко. Лица, размещающие информацию в Интернете, далеко не всегда принимают на себя ответственность за свои действия, при этом дети и подростки часто поступают конформно, следуют моде и репостят различные материалы, и распространяют их, не являясь их авторами. При этом в уголовном законодательстве РФ на сегодняшний день ответственность публикатора материала не отличается от ответственности, которую несет его автор. Таким образом, дети и подростки, не обладая достаточно развитым правосознанием,  совершают противоправные действия, копируя поведение авторитетных для них и популярных в Интернете персон.

По мнению Инны Кротовой, Интернет дает возможность приобрести опыт установления причинно-следственных связей.

 Социальные сети – это своего рода тренажер поступков. Да, в них есть анонимность, и игра, и фантазии, есть возможность быть лучше, чем ты есть на самом деле, да, в интернете используются образы, а не реальные вещи, факты и люди. Но в любой сказке передается и формируется опыт, как бывает и как должно быть. Любая игра и интернет-общение дает нам опыт нахождения причинно-следственных связей. И чем больше опыт взаимодействия, тем проще понять и себя, и окружающих. Главное, чтобы опыт расширялся, анализировался, завершался выводами, тогда интернет будет выступать прекрасной экспериментальной площадкой для формирования навыков коммуникации и конструктивного поведения в обществе.

Эксперты  не смогли однозначно ответить на вопрос о вреде или пользе Интернета для детей и подростков. По их мнению, безопасность в Интернете возможна, если у пользователей будет устойчивость к воздействию постоянного потока информации из Сети. Важно обратить внимание и на необходимую степень контроля со стороны родителей или взрослых, в том числе и образовательные учреждения, за тем, как дети используют Интернет.

Кстати,
Парламент Франции одобрил закон о запрете использования мобильных телефонов и других средств связи в начальных и средних классах общеобразовательной школы. Реализация этих инициатив благоприятно отразится на процессе обучения учеников, позволит сосредоточить их внимание на предметах и создаст благоприятную для получения знаний атмосферу»..

 

 ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА 

1.Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Если ребенок совершил какой-то негативный проступок, постарайтесь дать ему возможность самому проанализировать последствия данного поступка. Высказывая свое мнение, не оценивайте личность ребенка.

3. Запаситесь терпением. С пониманием относитесь к тому, что у вашего ребенка что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

4. Соблюдайте режим дня. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Ребенок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку, а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребенку в доме его личную территорию.

 

5. Не пропускайте трудности. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

6. Хвалите ребенка. Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера. Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения.

8. Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему время, может быть, даже пережить какую-либо ошибку. Обсудите со своим первоклассником, за что он будет отвечать (например, сбор портфеля или за то, чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда может обратиться за помощью, когда нужно и т.д.)

9. Учение-это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10.  Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге. С поступлением в школу у Вашего ребёнка появляется человек, возможно, более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Относитесь к этому с пониманием и проявляйте уважение к мнению Вашего ребёнка.

 

Важно помнить, что первое в жизни 1 сентября – только начало большого пути, где ребенка ожидают не только успехи, но и неизбежные трудности. И помочь  справиться с ними должны родители.

Трудности любого первоклашки

Проблема 1. Режим дня ужесточился

Если ребёнок не соблюдает режим, очень скоро наступит переутомление организма . В результате снижаются внимание и острота восприятия, а значит, и успеваемость не будет блестящей, даже если ребенок хорошо подготовлен к школе. 

Чтобы этого не случилось, позаботьтесь о том, чтобы организм вашего ребёнка был подготовлен к режиму заранее. Особое внимание стоит уделить малышам, которые привыкли полуночничать, подолгу спать по утрам, садиться за стол по собственной прихоти. Педиатры настоятельно советуют родителям оптимизировать распорядок дня.

Проблема 2. Отрыв от семьи

Именно так дети, особенно выращенные в атмосфере гипертрофированной опеки, могут воспринимать изменение своего статуса. Множество совершенно посторонних людей, с которыми новоиспеченный первоклассник знакомится в школе, вынуждают его жить по новым законам и правилам. От этого ребенок чувствует себя еще более растерянным и заброшенным.

Чтобы этого не случилось, необходимо терпеливо объяснять ребенку, что школьные уроки требуют особых норм поведения. В то же время постарайтесь уделять ребенку больше времени после занятий и в выходные. Чувствуя неослабевающую заботу и поддержку, он быстрее привыкнет к новым реалиям.

Проблема 3. Трудности в общении

Психологи полагают, что трудности с адаптацией к коллективу испытывают до 60% младших школьников. С одной стороны, все дети мечтают приобрести в школе новых друзей, а с другой – совершенно не умеют налаживать отношения самостоятельно.

Чтобы этого не случилось, важно дать ребенку понять, что важны правила хорошего тона: быть приветливым и дружелюбным, не драться, не жадничать и не дразниться. Что же касается педагога, то здесь важно пояснить ребенку одну простую истину: родители – главные люди дома, а учительница – в школе. 

 

 

Проблема 4. Не хватает усидчивости

Вчерашний дошколенок должен непрерывно просиживать за партой, как минимум, по 35 минут, ежедневно запоминать что-то новое, выполнять домашние задания, каждый вечер собирать портфель. Не каждому это дается легко. Кто-то становится импульсивным, а кто-то, наоборот, «затормаживается». Не спешите: просто первоклашка испытывает стресс от возросших обязанностей, и его организм, как может, защищает себя. 

Чтобы этого не случилось, учите ребенка самостоятельно отслеживать и распределять свое время. Объясняйте, что вы можете позволить ему сейчас погулять на 20 минут дольше, но в таком случае просмотр вечернего мультфильма сократится на те же 20 минут. Если сборы в школу идут тяжело, дайте ребенку временной люфт: разбудите его пораньше и поставьте часы на видное место. Тренируйте внутренние часы первоклассника: обращайте его внимание на то, во сколько он должен быть умыт, одет и так далее. После школы обязательно выделяйте время для прогулки. 

Проблема 5. Страх перед уроками

Еще вчера ваш ребенок вприпрыжку бежал в класс, а теперь вдруг заявляет, что больше никогда не пойдет в школу. Откуда такой негатив? Причин может быть несколько. Ребенок испуган новым объемом знаний, он боится, что не справится, пугается вашей критики или неодобрения. 

Чтобы это исправить, нужно донести до ребенка, сколько положительных моментов есть в школьной жизни. Например, чтобы мотивировать малыша на учебу, акцентируйте внимание на предметах и темах, которые ему интересны. Не заостряйте внимание на оценках (пускай в первом классе они и условны) и не сравнивайте его с более сильными одноклассниками.

 

Считается, что каждый первоклассник проходит несколько этапов адаптации, в которой выделяют социально-психологическую и физиологическую составляющие. Насколько продолжительным окажется этот процесс, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, ими же могут быть обусловлены некоторые «неожиданности» в его поведении.

Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки детей (PDF)

КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ? (PDF)

 

5 СОВЕТОВ ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ДЕТСКОЙ САМООЦЕНКИ (PDF)

 

PDF - презентация

Рекомендации психолога для родителей 

 

PDF - презентация

 

 PDF -памятка

 

2017-2018 учебный год

2 апреля мир отмечает в своем календаре особый день - День информирования о проблеме аутизма. 


*        За последние два десятилетия число людей с диагнозом «аутизм» стремительно растет во всем мире.

*        Этот диагноз в США ставится 1 из 88 детей, в Южной Корее 1 из 38, в Великобритании 1 аутист на 80 детей (10 лет назад статистика была — 1 случай аутизма на 10000 родившихся).

*        В России по наблюдению экспертов, в любом классе в любой группе детского сада есть ребенок с одной из легких форм аутизма.

*        Своеобразие того, кто страдает аутизмом, проявляется, прежде всего, в том, что он по-другому слышит, видит, ощущает свою реальность.

*        Из-за генетических нарушений мозг таких детей избыточно активен. Он просто не успевает соединять, анализировать все то, что ребенок видит, слышит, осязает. Мир воспринимается фрагментарно и искаженно.

*        Специалисты Всемирной организации здравоохранения подчеркивают, что аутизмом страдают люди на всех континентах, во всех странах, независимо от пола, расовой принадлежности и социально-экономического положения.
Ученые озабочены тем, что статистика распространенности данного расстройства раннего развития человека за последние десять лет выросла в 10 раз.
Сегодня обществу уже понятно – проблема намного масштабнее и сложнее, чем казалось сначала. появляются Каждые 20 минут регистрируется новый случай аутизма.

       

*        Проявления аутизма чрезвычайно разнообразны. Некоторые дети овладевают речью, другие нет. Одни будут отставать в умственном развитии (примерно 45%), у других проявится блестящий интеллект или феноменальная память. Кто-то сделает открытие или напишет книги, а кто-то так и не сможет научиться читать. Но какими бы разными они не были, аутисты способны нам открыться, если мы приложим усилия, чтобы научить их общаться с нами.